Археология. Оказывается безумно интересно.

28 Сен 2011 | Автор: Miha |

Знание – это вынужденная вера. (с) torvet

 

По просьбе глубокоуважаемого Эдварда Васильевича Ртвеладзе проанализировал один артефакт из находок Тохаристанской экспедиции, Кампыртепа. Ссылок валом.

http://www.archaeolog.ru/index.php?id=173

http://collector-coin.ucoz.ru/publ/2-1-0-10

Там много чего интересного написано, рекомендую почитать.

А здесь речь пойдет о штемпеле для изготовления монет.

Древний штемпель

Такими чеканились деньги

Представленный штемпель указывает на определенный технологический процесс, используемый в производстве монет, при недоступности достаточного оборудования инструмента и материалов.

Для данного штемпеля была использована бронза с большим содержанием легирующих присадок, увеличивающих ее твердость, но при этом увеличивающих ее хрупкость.

Технологический процесс, о  котором говорят данные с этого штемпеля, раскрывает нам картину развития, правда в этом случае, скорее деградацию производства монет в определенные интервалы времени. Характер излома говорит о применении, так называемого «горячего копирования». То есть, штемпель, для производства монеты не всегда резался резчиком, так как это высококвалифицированный труд, а в большинстве случаях делался методом копирования рельефа монеты. При том, что «горячее копирование» требовало гораздо меньшей квалификации, все равно процесс не мог выполняться рядовым ремесленником. Состав бронзы подбирался очень тщательно, так как нужная твердость и прочность лежали в очень узком интервале лигатур. При чрезмерном количестве олова или свинца, бронза приобретала так называемую «красноломкость». Характер разлома этого штемпеля говорит о такой красноломкости. Это когда материал, при нагревании его выше 450-500 градусов Цельсия, резко теряет прочность.  Наш штемпель был нагрет до 400 градусов, и достаточно было по нему ударить, чтобы он растрескался.

штемпель

обратная сторона

 

Нагревание штемпеля было вызвано необходимостью получения на его размягченной поверхности отпечатка с готовой монеты. Необходимо было одновременно получить отпечаток с двух сторон монеты. Поэтому таких штемпелей готовилось два экземпляра. Обе заготовки штемпеля нагревались до определенной температуры, и мастеру оставалось буквально несколько секунд для того, чтобы положить на наковальню первую болванку, затем на нее положить монету, и сверху вторую болванку и нанести удар молотом с силой достаточной, чтобы получить отпечаток обеих сторон монеты на обеих бронзовых заготовках.

Наличие характерного для красноломкости разлома на штемпеле говорит о том, что был нарушен температурный режим перед ударом. В то же время отсутствие значительного наклепа от ударного инструмента говорит о том, что этим штемпелем воспользовались только один раз.

вид сбоку

Поверхность со следами отпечатка подсказывает нам о том, что штемпель соприкасался с материалом монеты с содержанием свинца, оксид, которого вступив взаимодействие с медью, входящую в состав бронзы штемпеля восстановил ее на поверхности штемпеля. В следствии этого контакта поверхность приобрела характерный красноватый оттенок. Оксид свинца явился также причиной легкой глазури на поверхности штемпеля.

В том случае, когда удавалось получить удовлетворительные отпечатки и при этом не сломать бронзовые штемпели, процесс чеканки, а точнее в данном случае штамповки, шел в обратном направлении. Между холодными штемпелями размещалась горячая заготовка монеты, и ударом производилось копирование сразу двух сторон.

Наличие на боковой поверхности штемпеля уступа говорит о том, что использовалась дополнительная оснастка для того, чтобы при ударе штемпель не соскакивал на бок. Но данных по этой оснастке пока не достаточно.

Подобная технология позволяла в достаточном количестве воспроизводить монеты с приемлемым качеством, не вырезая каждый раз новый штемпель, как так характер рельефа на подавляющем количестве монет не резанный, а давленный. Причем именно горячее копирование позволило так постепенно деградировать рельефу монет в следствии явления кавитации.  Каждое последующее копирование незначительно ухудшало рельеф из-за давления газа между копируемыми деталями.

Подобный штемпель мог быть использован несколько десятков раз, конечно в том случае, если удавалось соблюсти все условия технологии.

 

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.